Основная информация
Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни. впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем.
Об основании пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись:
«В лета 7023 (1515) при державе царства Российского Государя и Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея Руси при священном архиепископе Варлааме Митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустынь старей преподобный отец наш игумен Давид со двема старцами и с двема простыма мужи майя в 31 день.
Вознесенская Давидова пустынь — посёлок Новый Быт (недалеко от Чехова) основана в 1515 году прп. Давидом. Старец происходил из рода князей Вяземских, и в миру носил имя Даниила. Он прожил сорок лет в Боровском монастыре, прежде чем решился основать свою обитель. В пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семёновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, Давид поселился с четырьмя иноками. Тогда же были возведены первые деревянные здания — кельи, две церкви и трапезная.
При царе Иване Грозном началось сооружение первого каменного храма обители, в честь Вознесения Господня, однако он долгое время оставался недостроенным. Храм разобрали, а на его месте вновь возвели церковь с тем же посвящением. На настоящий момент это самое древнее здание монастыря (1676 — 1682 гг.). Воскресенский собор принадлежит к стилю московского барокко. Пятиглавый, установленный на высокий подклет, он с двух сторон окружён крытой галереей на аркадах, проёмы которой, по всей видимости были заложены.
В 1657 г. пустынь по велению Патриарха Никона приписана к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю, в 1712 г. — к Чудову, а в 1764 г. стала заштатной. Лишь в 30-40-е гг. XVIII в. благосостояние обители стало расти, возобновилось каменное строительство. К этому периоду времени относиться нарядная колокольня с курантами в три яруса (перестраивалась во второй половине XIX века).
В 1848 г. при игумене Паисии строится двухэтажный братский корпус и угловая башня ограды. Формирование архитектурного ансамбля, растянувшееся на века, завершается к началу XX столетия.
После переворота 1917 г. судьба пустыни схожа с судьбами большинства российских монастырей и храмов: разграбление и поругание. Возрождение ансамбля наметилось только к 1992 г.
За это время разрушенный комплекс превратился в сказочный городок. Все здания отреставрированы и радуют глаз новой позолотой и яркими красками. Внутреннее убранство храмов так же поражает богатством и великолепием.